- ГОГОЛЬ, Николай Васильевич
- (1809-1852)Творческая судьба и духовные искания- мистика отмечены печатью высокого трагизма. Его отец, окончивший семинарию и Киевскую духовную академию, рано умер и воспитанием сына занималась мать, глубоко верующая женщина. После окончания Нежинской гимназии, Гоголь приехал в Петербург и поступил на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий. С 1829 г. начал публиковаться в столичных изданиях и быстро привлек к себе внимание читающей публики и литературно-критического цеха. В приближении 30-летнего рубежа в его мировоззрении, в отношении к жизни и творчеству стали происходить серьезные изменения. В 1840 г. он пережил глубокий экзистенциальный кризис и погрузился в чтение религиозной литературы. Работал над трактатом «Размышление о Божественной Литургии». В 1847 г. он выпустил в свет «Выбранные места из переписки с друзьями», в которых взывал к современникам: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом». В 1848 г. он совершил паломничество в Святую Землю.Согласно В. В. Зеньковскому, Гоголя в огромной степени волновала проблема христианского служения искусства. Но еще больше его мучила проблема взаимоотношений Церкви и культуры. Никто до него не видел в этой теме ничего трагического. Но для Гоголя она оказалась исполнена исключительного драматизма. Он писал: «Есть внутри земли нашей примиритель, который покуда не всеми виден, это - наша Церковь... В ней правило и руль наступающему новому порядку вещей - и чем больше вхожу в нее сердцем, умом и помышлением, тем больше изумляюсь чудной возможности примирения...».Сложный путь духовных исканий Гоголя сопровождался неординарными эксцессами, среди которых на первом месте стоит сожжение рукописи второго тома гениального романа «Мертвые души».Д. С. Мережковский в своем исследовании «Судьба Гоголя. Творчество, жизнь и религия» (1903) истолковал творческий путь писателя как постоянную борьбу с метафизическим злом, которое являлось ему в образе черта. За этим мистическим существом стояла вечная пошлость, отрицающая все глубины и вершины. Чаще всего она принимала вполне банальные формы хлестаковщины или чичиковщины, не утрачивая, однако, при этом своей чертовско-демонической природы. Сам писатель пытался спастись от этого всепроникающего начала нетолько российской, но мировой пошлости посредством ухода из светской жизни в духовное монашество. Однако, как писал Н. О. Лосский, «драма его жизни заключалась в том, что он посвятил себя борьбе с дьявольскими силами, разрушающими жизнь человека, и изнемог в этой борьбе. В фантастически грандиозном виде он изображал сатанинские опустошения и искажения души» (Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. - М., 1998. - С. 372-373).В работе «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847) доминировало уже не художественное, а религиозное, богоискательское начало. Написанная в исповедальном жанре, книга явилась связующим духовным звеном между «золотым» пушкинским веком и «серебряным» веком русской культуры. На первое место для Гоголя выдвинулась проблема взаимоотношений христианской церкви и культуры. Если Чаадаев, как утверждал В. В. Зеньковский, не видел в этой теме ничего трагического, то для Гоголя она была исполнена исключительного драматизма. Он словно чувствовал приближение того гибельного времени, когда и церковь, и христианская культура, миновав серебряный век, окажутся перед бездной исторического провала.
Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. В. А. Бачинин. 2005.